Крещение в древней церкви
|
До VI века подготовка взрослых людей к крещению называлась оглашением - устным
научением вере. Оглашаемые делились на несколько разрядов (до пяти), а оглашение
(или катехизация) могло длиться до трёх лет. В древности оглашение, крещение и
миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности
человека. Перед крещением полагался 40-дневный пост, причём вместе с готовящимися
ко крещению постилась вся христианская община. Отголосками этой традиции остались
Великий пост перед Пасхой и пост перед Рождеством, которое раньше праздновалось
в один день с Крещением Господним. Если верный христианин переселялся в другой город,
то община давала ему сопроводительное письмо, по которому его принимала в
евхаристическое общение община христиан другого города.
Крещение принимали зачастую в позднем возрасте: Григорий Богослов, сын Назианзского
епископа, принял крещение от собственного отца в 30-тилетнем возрасте, Василий
Великий и Иоанн Златоуст крестились уже после завершения получения образования.
Это объясняется тем, что в этот период (IV-V века) большое значение придавалось
сознательному принятию таинства крещения.
Что касается Крещения младенцев, то здесь нужно придерживаться многовековой
практики Церкви. Она основывается на Канонических установлениях: уже упомянутого
124-го правила Карфагенского Собора (IV в.) и 84-го правила VI Вселенского Собора
(680г.), предписывающих не препятствовать Крещению младенцев. Также в 124-м правиле
Карфагенского Собора содержится анафема в адрес отвергающих необходимость крещения
младенцев и новорожденных детей. Отцы Церкви также оставили прямые указания на
необходимость их Крещения: "У тебя есть младенец? - Не дай времени усилиться повреждению;
пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу" (Св. Григорий
Богослов. "Слово на Крещение").
Весь цикл статей о православном крещении
<< Все статьи о православных таинствах
|