|
Последование святого Крещения
|
Чин оглашения. Непосредственно действию крещения предшествуют подготовительные
обряды, называемые чином оглашения. Называется он так потому, что в древности
желавших креститься вносили в списки оглашенных. Список же состоял из тех, кто
готовился к Крещению и посещал богослужебные собрания, на которых толковалось
Священное Писание и передавался (оглашался) «закон» церковной молитвы, т.е.
объяснялся смысл церковных таинств и обрядов.
Подготовительный обряд начинается с того, что священник трижды дует крестообразно
на крещаемого. Это троекратное крестообразное дуновение на крещаемого символически
напоминает о моменте творения: создал Господь Бог человека из праха земного, и
вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2; 7). Как при
создании человека Бог вдунул в лице его дыхание жизни, так и при воссоздании его,
священник трижды дует на лицо крещаемого.
Затем трижды осеняет лоб и грудь его крестным знамением, что означает, что с
этого момента он «выделен» из мира и на него поставлена «метка» Христова.
После священник налагает руку на голову крещаемого в знак приобретения человека
Христом и читает молитву, чтобы Господь наполнил сердце его верой и сопутствовал
ему жить в заповедях Христовых. Рука священнослужителя в этот момент символизирует
руку Самого Господа Иисуса Христа, а то, что она лежит на главе - является символом
защиты, прибежища и благословения.
После этой молитвы, тремя запрещениями, каждый раз все с большей силой, священник
повелевает диаволу отступить. Молитвой об избавлении «всякого лукавого и нечистого духа»
завершается эта часть.
Далее крестный с ребенком на руках поворачивается лицом на запад – символ тьмы,
темных сил, и отрекается от сатаны. Он делает это за младенца еще не умеющего говорить.
Затем батюшка просит восприемника дунуть и плюнуть на диавола, чтобы продемонстрировать
таким образом свой решительный разрыв с ним. После крестный с младенцем встает лицом
на восток – ко Христу, свету, и на вопрос: «Сочетаваешься ли со Христом?» (т.е. соединяешься),
отвечает: «Сочетаваюсь» (соединяюсь).
За вольным отречением от диавола и вольным соединением со Христом следует
исповедание веры. «И веруешь ли Ему?» - продолжает священник. «Верую Ему, как Царю
и Богу», - отвечает оглашенный, свидетельствуя не только о вере в Бога, но и вере
в Царство Его. После крещаемый, то есть крестный трижды читает «Символ веры».
Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские
истины. И в древности, и теперь знание Символа веры - необходимое условие для того,
чтобы прийти ко Крещению. Символ веры разделяют на 12 членов. В первом члене говорится
о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом - о Боге Духе
Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о Крещении, в одиннадцатом - о воскресении
мертвых, в двенадцатом - о вечной жизни.
В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры, но когда в IV веке
появились ложные учения о Боге Сыне и о Боге Духе Святом, возникла необходимость их
дополнить и уточнить. Современный Символ веры был составлен Отцами I Вселенского
Собора, состоявшегося в 325 году в Никее (первые семь членов Символа) и II Вселенского
Собора, проходившего в 381 году в Константинополе (остальные пять членов).
СИМВОЛ ВЕРЫ | |
По-церковнославянски | По-русски |
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. |
1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. |
2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. |
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. |
3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. |
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. |
4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. |
5. И воскресшаго в третий день, по Писанием. |
5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию. |
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. |
6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. |
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. |
7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. |
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. |
8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. |
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. |
9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. |
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. |
10. Признаю одно крещение для прощения грехов. |
11. Чаю воскресения мертвых. |
11. Ожидаю воскресения мертвых. |
12. И жизни будущаго века. Аминь |
12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так). |
По прочтении делается земной поклон, как древний и универсальный символ благоговения, любви и послушания. Для верующего человека это совершаемое им Богу поклонение необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе.
После идет Чин Святого Крещения. Наступает черед освещения воды для Крещения и освещения елея. В молитве на водоосвящение раскрываются все стороны Таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.
Освященная вода и тело человека помазуется елеем. В древние времена елей использовался, прежде всего, как лечебное средство, поэтому он символизирует исцеление, милость и радость.
Выпущенный Ноем из ковчега голубь принес масличную ветвь, в знак прекращения Божьего гнева, примирения его с человеком. Таким образом, через прибавление к воде освященного елея знаменуется, что в Крещении происходит примирение человека с Богом, излечение его ран, грехов и болезней.
Наконец, наступает кульминационный момент Таинства. Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (называет имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение).И Святаго Духа, Аминь (третье погружение).
Сразу после троекратного погружения в воду новокрещенный облачается в белую одежду, при этом поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш». Облачение крещенного в белую одежду, которую отцы Церкви называют "блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления", является знаком восстановления его истинной природы, утраченной всем человечеством грехопадением прародителей. Эту одежду, в переносном смысле, человек должен сохранить белою и в своей земной жизни, дабы предстать перед Богом, когда Он призовет «сыном света».
Вместе с белою одеждой на новопросвещенного возлагается крест. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя. Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещённому преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крёстного - духовное просвещение, свет радости.
Миропомазание
Вслед за крещением совершается Таинство Миропомазания. В Таинстве Крещения человек рождается в новую жизнь – духовную, а в Таинстве Миропомазания получает благодать, укрепляющую силы в этой новой жизни.
Святое Миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается во все церкви, чтобы священник мог совершить Святое помазание всякого христианина.
Священник помазует Святым Миром лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги новопросвещенного со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь», дабы освятить его мысли, чувства и действия.
После миропомазания следует шествие вокруг купели. Завершая Таинства Крещения и Миропомазания, священник с восприемниками, которые держат младенцев на руках, трижды обходят купель с зажженными свечами.
Обряды восьмого дня
Чин Крещения заканчивается омовением святого Мира и пострижением волос, которые называются обрядами восьмого дня.
В ранней церкви они действительно совершались на восьмой день после Крещения, а семь дней, готовившийся к принятию Таинства, не снимал с себя белой одежды, постился, избегал мирских развлечений, ежедневно участвовал в богослужениях и слушал заключительное поучение, называвшееся мистагогией, т.е. введением в таинство церковной жизни. Теперь все выглядит несколько иначе.
Омовение святого Мира. Смывание с тела новокрещенного святого Мира означает, что теперь, когда ему дарован Дух Святой, видимые знаки и символы могут быть устранены, потому что отныне только внутреннее усвоение благодати, его вера и усердие поддержат и дадут силу.
Пострижение волос. С давних времен пострижение волос является символом послушания и жертвы. В волосах людям представлялось сосредоточение силы, энергии и красоты. В греко-римском мире острижение волос было знаком рабства человеку. Путь к восстановлению внутренней, Божественной красоты начинается с жертвы Богу. Отдавая часть своего тела – волосы, человек тем самым свидетельствует, что вверяет себя Богу и надеется на примирение с Ним.
Все Таинство заканчивается отпустом - конечным благословением.
Весь цикл статей о православном крещении
<< Все статьи о православных таинствах
|
|