|
Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)
|
Я нюхаю вербу: горьковато - душисто пахнет,
лесовой горечью живою, дремуче - дремучим духом
пушинками по лицу щекочет, так приятно
Какие пушинки нежные, в золотой пыльце…»
И.С.Шмелев «Лето Господне»
|
В воскресенье на шестой неделе Великого поста церковь вспоминает торжественный
вход Господень в Иерусалим, вход, ставший преддверием крестных страданий и вольной
смерти Иисуса Христа. Праздник связан с идеей милосердия и человеколюбия. Этим
праздником завершается Великий пост.
В богослужебных книгах этот праздник называется также Неделей Цветоносной, а
в просторечии Вербным Воскресением. Название это происходит от того, что на этот
праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений - вербы, ивы,
ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование
тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме. Конечно, на
юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, где
таких деревьев нет и где первой распускается верба, с древних времен стали
использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением.
Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят Изборнике Святослава.
Праздник символизирует с одной стороны признание миссии Иисуса Христа, а с
другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
Событие праздника
На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они
шли пешком, но когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух учеников
и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу
привязанную и молодого осла с нею. И взявши приведите ко мне. И если кто скажет
вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики привели ослицу и
осленка и положили на них свои одежды. Иисус сел на осленка и поехал в город,
показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на
осленке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне —
символ войны).
Когда Он подъезжал к Иерусалиму, Его вышло приветствовать множество народа.
Одни постилали пред Ним свои одежды, другие срезали ветви деревьев и устилали
ими дорогу. Весь народ славил Иисуса и восклицал: «Осанна сыну Давидову!
Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»
Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных
страданий. Царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для
показания, что страдания Спасителя были вольными.
Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста
(см. Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19).
История праздника
Упоминание о празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского,
а его изображения находят на саркофагах IV века, однако окончательно в западной традиции
праздник (лат. Die dominica in palmas — Пальмовое воскресенье) устанавливается к VII веку.
Предполагается, что впервые он был учрежден в Иерусалиме, а на Руси он начал отмечаться в X веке.
Праздник празднуется православными, католиками и многими протестантами.
Народные традиции в России
В городах допетровской России Вход Господен в Иерусалим отмечался с особой
торжественностью. Вплоть до 1697г. совершалось так называемое «шествие на осляти»
— обряд, заимствованный из византийской традиции.
После праздничной службы был крестный ход, во время которого царь или глава
городской администрации вел за узду коня, замаскированного под осла, на котором
восседал патриарх или местный архиерей. Шествия проводились ежегодно и были отменены
указом Петра 1 вместе с патриаршеством.
Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия,
которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение.
После торжественного шествия патриарх принимал в своих палатах, в трапезной,
калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением к ним потчевал,
затем омывал им ноги, а в завершение - одаривал милостыней.
В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное
масло. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные
кушанья из рыбы, пироги – рыбники, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными
серёжками (почками).
Считается, что верба имеет свойство наделять здоровьем людей и скот, предостерегать
от болезней и от нечистой силы. Существует много обычаев и поверий на целебные свойства
вербы. Один из древних обычаев обогащает детей здоровьем: родители, придя из церкви
с освященной вербой, начинали стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба –
хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Также, в народе кроме детей
хлыстали освещенной вербой и себя, чтобы пополнить себя здоровьем, при этом приговаривая:
«Не я бью, верба бьет». Освещенной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых
девушек, для того, чтобы у них родилось немало здоровых детей. В Вербное воскресенье
был еще обычай стегать вербными ветками скотину, приговаривая: «Как вербочка растет,
так и ты расти».
При встрече в этот день люди обменивались не рукопожатием, а похлестываниями
веточками вербы и пожеланиями крепкого здоровья на весь год.
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы
детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей.
Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка.
Он так и назывался «вербный херувим».
У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года,
украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть
освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть,
воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.
Приметы и поговорки
«На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил»
«Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья»
«Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут»
«На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут»
«Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд»
«Не верба бьёт, а старый грех».
С Спаситель Храмовая икона, Рукописная икона, №5012
Спаситель Храмовая икона, Рукописная икона, №5018
Спаситель Храмовая икона, Рукописная икона, №5067
Спаситель Оформление иконы, №8028
Спаситель Воскреcение Христово Храмовая икона, Рукописная икона, №5090
Спаситель Вседержитель Храмовая икона, Рукописная икона, №5062
Спаситель Запрестольный Храмовая икона, Рукописная икона, №5035
Спаситель на кресте Изделие для храма, №5006
Спаситель на кресте Храмовая икона, Рукописная икона, №5089
Спаситель на кресте Оформление иконы, №8024
Спаситель на черпии, Спас Нерукотворный Храмовая икона, Рукописная икона, №5046
Спаситель Распятие Христа Храмовая икона, Рукописная икона, №5123
Спаситель Чернобыльский Храмовая икона, Рукописная икона, №5109
Спаситель, Дмитрий Донской, Иоанн Богослов, Матрона Блаженная, Богородица Пименовская, Сергий Радонежский Семейная икона, Рукописная икона, №7020
Спаситель, Преображение Господне Храмовая икона, Рукописная икона, №5091
Спаситель, Распятие Семейная икона, Рукописная икона, №7017
Спаситель, Спас Нерукотворный Храмовая икона, Рукописная икона, №5075
Спаситель, Спас Нерукотворный Храмовая икона, Рукописная икона, №5077
<< Все статьи о православных традициях и праздниках
|
|