"Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение
святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово".
Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам:
"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все,
что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 19-20).
Таким образом, священническое служение включает в себя учительство ("научите"), священнодействие
("крестя") и служение управления ("уча их соблюдать"). Это тройственное служение - учительства,
священнодействия и управления — имеет общее наименование пастырства. Священнослужители
поставляются для того, чтобы "пасти Церковь" (Деян. 20, 28).
Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам
Господь "поставил одних Апостолами,… иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело
служения… " (Еф.4,11-12).
Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество
свыше:
"Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас..." (Ин. 15, 16).
"И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон" (Еф. 5, 4).
Рукоположение, возведение человека на иерархическую степень, — это не только видимый знак
поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет
никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве
священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина.
Ап. Павел писал своему ученику Тимофею:
"Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук
священства" (1 Тим. 4, 14).
"... напоминаю тебе возгреватъ дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2 Тим.
1,6).
В Православной Церкви три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон.
"Диакон служит при Таинствах; Пресвитер совершает Таинства, в зависимости от Епископа; Епископ не
только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар
совершать оные".
Кроме того, только епископу принадлежит право освящения храма, антиминса и св. мира.
Для нормального функционирования церковного организма необходимы все три иерархические степени. С
древнейших времен это считалось необходимым условием жизни Церкви.
Сщмч. Игнатий Богоносец писал:
"Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса Христа, епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога
Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов - без них нет Церкви".
<< Все статьи о православных таинствах
|