Таинство Покаяния (Исповедь)
|
Слово «покаяние», соответствует греческому слову «метаниа» и обозначает перемену мыслей и
настроения. Чувство сокрушения о совершенных грехах, соединенное с решимостью не грешить в будущем
является основным содержанием этого настроения.
Покаяние есть такое священнодействие, в котором кающийся после устного исповедания грехов,
совершенных после крещения, перед священником получает через священника благодатное прощение грехов
от Самого Бога. Таинство покаяния есть единственное средство, врачующее наши духовные немощи и
возвращающее нас на путь спасения.
Это Таинство было установлено Самим Господом Иисусом Христом. Он сказал Своим ученикам (апостолам):
«Что вы свяжите на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»
(Мф. 18,18).
Таинство покаяния состоит из двух основных действий:
1) исповедание перед священником своих грехов кающимся христианином;
2) молитвенное прощение и разрешение грехов, приносимое священно-служителем.
Устное исповедание грехов Православная Церковь считает необходимой частью Таинства покаяния. Для
того чтобы осуществить свою власть вязать и решить, отпустить или не отпустить грехи, священнослужитель
должен знать эти грехи. Само отпущение и неотпущение грехов в Таинстве покаяния рассматривается
Православной Церковью как воспитательно-исправительное средство по отношению к кающемуся. «Здесь
врачебница, а не судилище», - говорит свт. Иоанн Златоуст о Таинстве покаяния.
Приняв исповедь, духовник, со вниманием рассудив соделанное человеком, дает ему наставление. Затем
священник возлагает на голову кающегося епитрахиль и в молитве просит Бога о прощении вольных и
невольных согрешений исповедника, о примирении его со Святой Церковью. И далее читает разрешительную
молитву.
После этой молитвы кающийся целует лежащие на аналое Евангелие и Крест в знак примирения с Господом,
верности данных Ему перед духовником обетов, твердого намерения исправить свою жизнь и следовать за
Христом, неся свой крест. Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат
пост и молитва.
Также за более тяжкие грехи священник может налагать на кающегося епитимию.
Под епитимией понимается запрещение или наказание, которое в соответствии с церковными правилами
священнослужитель, как духовный врач, определяет некоторым из кающихся христиан для лечения их
нравственных болезней. Например, может налагаться особо строгий пост, покаянные молитвы, поклоны и
отлучение от Причастия на некоторое время.
<< Все статьи о православных таинствах
|