Таинство Евхаристии (Святое Причащение)
|
Евхаристия (буквально: «благодарение») есть Таинство, в котором хлеб и вино предложения прелагаются
Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются их
для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной. Это Таинство состоит, таким образом, из двух
отдельных моментов:
1) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа;
2) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную.
Оно имеет названия: Евхаристия, Вечеря Господня, Трапеза Господня, Таинство Тела и Крови Христовых.
Тело и Кровь Христовы в этом таинстве называются Хлебом небесным и Чашей спасения, Святыми Тайнами,
Бескровной Жертвой.
Чинопоследование Таинства Евхаристии – Божественная Литургия, являющаяся единым и нераздельным
священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное
место занимает эпиклеза – призывание Святого Духа на Церковь, то есть на евхаристическое собрание, и на
Предложенные Дары.
Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере. «И когда они ели,
Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И
взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих
изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).
Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея. Преподавая ученикам Святой
Хлеб, Господь сказал им: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22, 19).
О необходимости для спасения причащаться Святых Таин говорит Сам Господь Иисус Христос: «Иисус же
сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то
не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его
в последний день…» (Ин. 6, 53-54).
Спасительные плоды или действия причащения Святых Таин заключаются:
1) в теснейшем соединении с Господом (Ин. 6, 55-56);
2) в возрастании в духовной жизни и обретении жизни истинной (Ин. 6, 57);
3) в залоге будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6, 58).
Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно.
Недостойно причащающимся причащение приносит больше осуждение: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот
ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29).
Поэтому должно быть приготовление верующих к достойному причащению Тела и Крови Христовой путем
поста, покаяния и молитв.
<< Все статьи о православных таинствах
|