Таинство Елеосвящения (Соборования)
|
Таинство Елеосвящения, одно из семи таинств Церкви, состоящее в помощи болящим,
чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарует больному прощение
забытых не исповеданных грехов (но не сокрытых сознательно).
Таинство Елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения
его собирается несколько священников, но по нужде может его совершить и один священник.
"Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви (т.е. Собор священников)
и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит
болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. V, 14, 15).
Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа
власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных
мазали и исцеляли» (Мк. 6, 13). Елей в таинстве знаменует милость Божию и сострадание,
а добавляемое в него в небольшом количестве вино - Искупительную Кровь Спасителя.
Кроме вина и масла верующие приносят с собой для совершения Таинства зерна пшеницы
или пшена. Зерна символизируют зародыш жизни, а по смерти тела - воскресение.
С XVII века на Руси совершалось общее Елеосвящение над здоровыми во всех
кафедральных соборах и монастырях. Но уже к концу XVIII века совершение этого
таинства составляло частную особенность священнослужения только в Московском
Успенском соборе и в некоторых монастырях. Происходило это один раз в год, в
Великий четверг. Елеосвящение - это Таинство Исцеления. Елеосвящение не совершается
над младенцами, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.
Таинство состоит из семикратного чтения Евангелия, Апостола и молитв, призывающих
Божественную благодать. После каждого чтения батюшки помазуют соборующимся лицо,
руки и ноги. После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его
письменами вниз, возлагает - как бы исцеляющую руку Самого Спасителя - на голову
больного и при этом молит Господа о прощении всех его грехов.
Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: "Вовсе не сказано,
что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном
состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается
тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя,
если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и
снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию".
<< Все статьи о православных традициях и праздниках
|