Таинство Брака (Венчания)
|
"Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и
невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза
Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и
христианскому воспитанию детей".
О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует ап. Павел:
"... оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия
велика..." (Еф. 5, 31—32).
В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например,
продолжения человеческого рода, но цель в себе. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение.
По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в
отдельности не обладает полнотой совершенства.
В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и
таким образом обе стороны брачного союза, становясь "одной плотью" (Быт. 2, 24; Мф. 19, 5-6), то есть
единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.
Христианскую семью называют "малой Церковью", и это не просто метафора, но выражение самой
сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, "большой семье", -
единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.
Основная цель жизни человека — услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для
того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма,
научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою
греховность и природную ограниченность "ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и
самоотдача". Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в
христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.
Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости
брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие - девство,
представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор
более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий
становится для него единственным источником существования.
"Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное".
Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества:
"... не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит" (Мф. 19, 11-12).
При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не
потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях
жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу:
"Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить
жене" (1 Кор. 7, 32-33).
Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения по
отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому,
что считает брак недостойным христианина. В христианстве и девство, и брак равно признаются и
почитаются как два пути, ведущие к одной цели.
<< Все статьи о православных таинствах
|