|
4-я Неделя по Пасхе: Поучение в Неделю о расслабленном
|
В Иерусалиме времен земной жизни Иисуса Христа около так называемых Овечьих ворот, через которые обыкновенно прогоняли жертвенных животных,
была купальня, куда по временам сходил ангел Господень и возмущал воду, сообщая ей чудодейственную силу, так что всякий приходивший после того
первым получал исцеление от каких бы то ни было болезней. Вот для таких больных, слепых, глухих, хромых, ждущих своей очереди здесь было устроено
пять крытых галерей, т.е. нечто вроде дома милосердия. Среди этих чающих движения воды был один расслабленный, лежавший уже 38 лет. "Хочешь ли
быть здоровым?" — спросил его Христос, подходя к нему, посетив однажды указанный дом, называвшийся по-еврейски Вифезда. "Да, Господи, — ответил
тот, — но человека не имею, который свел бы меня в купальню первым, а когда я прихожу, то кто-нибудь другой уж раньше успел побывать там".
Не подозревал, очевидно, расслабленный, что пред ним стоит Тот, Кто Сам был источником чудодейственной силы для воды в купальне. И сказал
Христос три слова, за которыми сейчас же последовало дело: встань, возьми постель твою и ходи, т.е., иными словами: исцеляю тебя словом Моим,
возвращаю утерянные тобою силы и дарую полное выздоровление. Потом Иисус Христос встретил его в храме, куда он пришел, по всей вероятности, затем,
чтобы воздать славу Богу за полученную милость, и сказал ему: вот ты теперь здоров, смотря же, больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего хуже
(см. Ин. 5: 6-14).
Итак, долгие страдания человека сего были вызваны какими-то тяжкими грехами его. Отсюда ясно, что между нашими болезнями и вообще всякого
рода преданиями, с одной стороны, и грехами - с другой существует тесная связь, как причина и следствие. В самом деле, до грехопадения люди не знали,
что такое скорби, болезни и всякия лишения. Все это, равно как и смерть телесная и духовная, явилось наследием греха. Это есть удел земной жизни
человека, созданный им самим. Вот оно, обещанное диаволом знание: отверзутся очи ваша, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3: 5).
Действительно, люди опытно узнали, что добро заключается в послушании Богу, а зло - в противлении воле Его. Теперь люди на каждом шагу
убеждаются в том, что нарушение закона, будь то в области телесной или духовно-нравственной, неминуемо вызывает соответствующее расстройство,
откуда потом скорби и страдания.
Вот, скажем, человек, потерявший силы на почве недоедания, сколько бы он ни лечился, никогда не может поправиться, если не будет улучшено его
питание. Вот больной от невоздержания, не может он избавиться от недуга своего, если не устранит причины того. Недаром говорил мне один мой сын
духовный: "Нет, батюшка, никогда больше не буду пить, ведь я ныне ночью чуть было душу Богу не отдал". Хорошо еще, если Богу, а вдруг кому-нибудь
другому? Так согрешили Адам с Евой - и сейчас же очутились на земле, в юдоли плача и лишений. Не послушались люди Бога, призывавшего их к покаянию,
и были наказаны всемирным потопом. Тяжко согрешил ныне упоминаемый в Евангелии больной и страдал 38 лет.
Отсюда вполне понятно, что Иисус Христос, человеколюбия ради, делает ему, а в лице его и всем нам предупреждение; не греши больше, чтобы не
случилось с тобой чего хуже. Поэтому, братие мои, зная источник всех наших бедствий, поспешим прежде всего очистить душу свою от грехов — этой
заразы душевной и телесной, и только после того мы можем надеяться па выздоровление. Устрани причину, и само собой отпадет следствие. Если же
Господу угодно послать нам испытания, то будем просить, чтобы Он послал нам сил перенести их, дабы не впасть в отчаяние. Вот и евангельский
страдалец 38 лет, почти всю свою жизнь, лежал прикованный к одру и не утратил надежды на выздоровление, он терпеливо ждал и дождался. Так да
поможет Господь и нам, в скорби и нужде сущим, в час, Им определенный, ушами веры услышать Его глас: встань, возьми одр твой и ходи.
Протоиереи Леонид Колчев
Кондак, глас 3:
Душу мою, Господи, во гресех всяческих/ и безместными деяньми люте разслаблену,/ воздвигни Божественным Твоим предстательством,/ якоже и
разслабленнаго воздвигл еси древле,/ да зову Ти спасаем:// Щедрый, слава, Христе, державе Твоей.
С Спаситель Храмовая икона, Рукописная икона, №5012
Спаситель Храмовая икона, Рукописная икона, №5018
Спаситель Храмовая икона, Рукописная икона, №5067
Спаситель Оформление иконы, №8028
Спаситель Воскреcение Христово Храмовая икона, Рукописная икона, №5090
Спаситель Вседержитель Храмовая икона, Рукописная икона, №5062
Спаситель Запрестольный Храмовая икона, Рукописная икона, №5035
Спаситель на кресте Изделие для храма, №5006
Спаситель на кресте Храмовая икона, Рукописная икона, №5089
Спаситель на кресте Оформление иконы, №8024
Спаситель на черпии, Спас Нерукотворный Храмовая икона, Рукописная икона, №5046
Спаситель Распятие Христа Храмовая икона, Рукописная икона, №5123
Спаситель Чернобыльский Храмовая икона, Рукописная икона, №5109
Спаситель, Дмитрий Донской, Иоанн Богослов, Матрона Блаженная, Богородица Пименовская, Сергий Радонежский Семейная икона, Рукописная икона, №7020
Спаситель, Преображение Господне Храмовая икона, Рукописная икона, №5091
Спаситель, Распятие Семейная икона, Рукописная икона, №7017
Спаситель, Спас Нерукотворный Храмовая икона, Рукописная икона, №5075
Спаситель, Спас Нерукотворный Храмовая икона, Рукописная икона, №5077
<< Все статьи о православных традициях и праздниках
|
|