В следующий за Пятидесятницею понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, «Единого от
Троицы Бога, единочестнаи единосущна и единославна Отцу и Сыну». Этот праздник был установленЦерковью
в противодействие учению еритиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночетность Его с Богом-Отцем
и Богом –Сыном.
Дух Святой называется Утешителем, потому, что может ободрить, успокоить нас; Он ходатайствует о нас
перед Богом воздыханиями неизреченными, как Человеколюбец, предстательствующий о нас почно так же, как
и Христос, ибо и Сей есть Утешитель. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, так как Он-
источник освящения и всякой жизни.
Святой Дух в канонической иконографии праздника изображен не просто в виде парящего над Христом
голубя. Сначала изображен небесный полукруг, из которого исходитлуч, заканчивающийся небольшим кругом,
в центре котороко и помещен голубь.
Праздник в честь Святой Троицы и Святого духа продолжается во всю последующую, «пятидесятную»
седмицу. Во все дни разрешено вкушать скоромную пищу, т.е. не постной, вся седмица называется сплошной
или всеядной .Седмица эта посвящена в честь Святого Духа, как пасхальная - в честь Сына Божия, - и
отменою поста в продолжене ее Церковь исповедует, что Святой Дух единочестен Отцу и Сыну.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни
Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
<< Все статьи о православных традициях и праздниках
|