Мастерская и магазин
Главная
Заказать икону
Купить икону
Контакты
Услуги мастерской
Мерная Икона
Именная Икона
Венчальные Иконы
Семейная Икона
Храмовая Икона
Храмовая Роспись
Иконостасы
Реставрация Икон
Оформление Икон
Другие Иконы
Следите за обновлениями
Новости
Отзывы
Видео
Пресса
Образцы икон по алфавиту
Каталог имён
Общий каталог
Мерные иконы
Именные иконы
Связь с мастерской
Вопрос-ответ
Наши партнеры
Общий форум
Пресса о нашей мастерской

Пресса о Мерной иконе
Наши рубрики
Об иконах
Православные Посты
Православный календарь
Хронологический календарь
Таинства
Жития святых
Иконописная Мастерская
Литературный уголок
Рождение иконы

Иконопись - есть искусство традиций


Этапы создания иконы:

  1. Основа (доска)
  2. Левкас (грунт)
  3. Рисунок (прорись, золочение, красочный слой)
  4. Олифление

Техника иконописания сложна и своеобразна. Последовательность процесса писания иконы выработана вековой практикой. Она почти всецело применяется и современными мастерами и изменению не подлежит. Церковное искусство, веками вырабатывающее свой образ, выражающее учение, догматы веры, молитву – все дыхание жизни духовной не может быть написан как угодно и чем угодно. Здесь не может быть ничего случайного и произвольного. Высота и святость образа, изображаемого на иконе предполагают и соответствующие материалы - лучшие, достаточно прочные, устойчивые к влиянию времени и внешней среды, но вместе с тем натуральные, дарованные самой природой. Традиции и техники создания мастером-иконописцем мерной иконы очень глубоки. Для истинного российского мастера творение иконы всегда было не только физическим действием, но и действием духовным. Мастерами иконописи становились боговдохновенные люди, обладавшие истинным талантом живописца, способные в ограниченных пределах плоского пространства иконы творить целый мир дорогих сердцу верующих людей возвышенных образов. В каждый мазок кисти они вкладывали столько души и энергии, что и спустя века эти иконы способны вести нас на преодоление всех жизненных трудностей и даже на настоящие духовные подвиги.

Каждая икона состоит из 4 основных частей – слоев:

  1. щит из деревянных досок, является основой.
  2. грунт или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем.
  3. живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов (минеральных
пигментов, приготовленных на яичной эмульсии).
  4. тонкая пленка отвердевшего растительного масла (олифы) - защищает живопись от внешних воздействий

1. выбор основы и её обработка


Доска для иконы готовится из таких пород дерева как липа, сосна, ель, ольха. Доска, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенной древесины. В древности просушка велась на открытом воздухе и весьма длительное время (несколько лет). Сейчас древесину сушат в специализированных сушильных камерах при щадящем режиме. Доску для икон подбирают без сучков и иных повреждений. Иконная доска склеивается из нескольких частей. С тыльной стороны вставляются шпонки – узкие дощечки, сделанные по форме паза и приготовленные из более крепкого дерева, чем сама доска (чаще из дуба). Это делается с цель предотвратить покоробление доски. (Все же со временем из-за влияния окружающей среды доска ссыхается, коробится, иногда шпонки выпадают). Шпонки ни в коем случае не приклеиваются к доске, а плотно встают в пазы. Чтобы при колебаниях влажности атмосферы, способствующей расширению и сужению доски, она не могла лопнуть. Иногда в смежные доски щита врезаются дополнительные шипы-планки, называемые «ласточками», «карасиками». На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление – ковчег; вокруг остается нетронутая рама – поле; уступ, образуемый ковчегом и полями, носит название лузги. Столяр, изготавливающий иконные доски, должен быть мастером своего дела. Он не просто знает технологию изготовления, но чувствует дерево, имеет острый глаз, твердую руку и хороший эстетический вкус. Часто дощаник (столяр) работает в паре с иконописцем.

     


2. подготовка доски – левкашение.


Подготовка доски к левкашению - грунтовке заключается в следующем: Лицевую сторону доски следует зазубрить. Это делается для того, чтобы паволока, а вместе с ней и грунт крепче держались.
Следующим этапом работы является наклеивание паволоки – «заволакивание» доски тканью. Паволока – редкая ткань (марля, лён…) наносится на лицевую сторону доски и проклеивается горячим клеем.
После этого приступаем к наложению грунта – левкаса. Для левкаса используют клей, как правило, животного происхождения (желатиновый, рыбий), отличающийся особой крепостью и прозрачностью. А так же мел высокого качества и хорошо просеянный. В точных пропорциях мел смешивается с клеем, затем кистью и шпателем накладываются до 10 тончайших слоев, после полной просушки предыдущего слоя. Слои грунта должны быть очень тонкими и равномерно высушенными, чтобы левкас не растрескался.
После чего левкас выравнивается до гладкой, зеркальной поверхности.

С обратной стороны и с торцов доска обрабатывается морилкой и воском – вощится, что спасает доску от проникновения влаги и жучков-паразитов, разрушающих дерево.




3. рисунок


Прежде, чем приступить к написанию образа святого угодника Божьего читается его житие, совершается молитва. Икона, как изобразительное выражение молитвы и предназначена для молитвы, поэтому иконописец во время работы не забывает молиться. Она многое объясняет, делает понятным, подсказывает духовно верное. Как писать изображение того или иного святого? Этот вопрос разрешает Иконописный подлинник – книга правил изображения святых, где приводятся рисунки с характерными для каждого святого чертами и внешним видом, сообщаются цвета одежд, но порой требуется доработка. Иконописец делает пробный рисунок, соответствующего изображения, на листе бумаги, где решает все детали иконы: строение фигуры, черты лика, складки на одежде. Следующий шаг – это перенос рисунка на подготовленную доску – прорись. Только после проделанной огромной и очень важной подготовительной работы мастер приступает непосредственно к написанию иконы - накладывает красочный слой. Если некоторые части иконы (нимб, фон и др. детали иконы) золотятся, то это необходимо выполнить до нанесения красок. Для золочения используют натуральное «сусальное золото», которое наносится с соблюдением специальной технологии. Просушивается, покрывается лаком и снова высушивается. Краски делают на основе яичной эмульсии из перетертых вручную минералов. Лазурит дает оттенки синего, киноварь – красного, аурипигмент – желтый, малахит – зеленый, сажа - …, свинцовые белила - … Сухие пигменты растворяют – «творят» с яичной эмульсией. Такая краска обладает особой прочностью. Вместе с тем темпера позволяет сохранять плоскостность изображений, сохраняя выразительность линий. Эта краска способна дать необычайную силу тона, оставаясь в то же время лёгкой и прозрачной. Написание иконы так же разделяется на несколько последовательных этапов:

  1. закладка основных тонов
  2. роспись
  3. пробела (высветление одежд)
  4. прописание ликов и волос с последующей обработкой (подрумяниванием,
притенениями...)
  5. нанесение ассиста (золотой орнамент на одежде)


4. защитное олифление


Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают тонкой пленкой натуральной олифы, что изолирует живопись от влаги и других вредных воздействий воздуха.

В наше время возрождение традиции мерной иконы может иметь особое значение. Как в своё время заложивший этот обычай Иван Грозный стремился с их помощью добиться особого небесного покровительства для своих детей и присовокупить их к Церкви Небесной – так и мы в нынешнее сложное, суетное, полное соблазнов, трудностей и недоумения время нуждаемся в сильном заступничестве святых, в контакте с Церковью не только земной, но и Невидимой. Первый шаг к приобщению Церкви Небесной мы можем сделать, разумеется, только в земном храме – через молитву и Св. Таинства. Однако по возвращении домой после богослужения мы не должны меняться, не должны разрывать только что установленную духовную связь с миром незримого. Особенно важно пробудить и поддержать желание сохранять эту связь в ребёнке с самого раннего возраста, приобщить его к чудесному миру Православного храма и богослужения, научить молиться дома. Предназначение домашней иконы – являть нам мир незримого и настраивать на восприятие невидимых, духовных вещей. Если же в иконе запечатлена ещё и осязаемая связь между маленьким человеком и его Горним Отечеством, между младенцем и сообществом святых, чьи имена уже написаны на небесах, несомненно, сохранять и поддерживать и духовную связь с этим миром ребёнку на его жизненном пути Православного христианина будет гораздо легче и радостнее. Вещественное, зримое тождество со святым покровителем и Церковью Небесной, запечатлённое в мерной иконе, возвращает нас к духовным истокам, к нашему подлинному, истинному Отечеству, к Богу, к Которому всегда стремиться всякая человеческая душа… Икона сама по себе – не самодостаточное явление, а образ, подобие и напоминание о высшей и не вполне постижимой для нас реальности, не забывать и стремиться к которой – задача каждого человека, живущего на земле…



>> Все статьи об иконах
- Контактная информация -
г. Екатеринбург, ул. Репина, 6a,
тел: +7 (343) 201-45-35
+7 912-66-12-581

ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ НА ИКОНУ


Email: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Связь: отправить отзыв
Купить готовую икону
Купить икону
Мерные иконы (рукопись)
Рукописные мерные икононы Рукописные мерные икононы
Мерные иконы (полиграфия)
Заказать полиграфическую мерную икону - св. Роман СладкопевецЗаказать мерную икону в Екатеринбурге - св. Никита Столпник
Семейные иконы
Заказать семейную иконуСемейная икона Екатеринбург
Венчальная пара
Венчальная пара
Именные иконы
Именные иконы
Оформление икон
Оформление икон
Храмовые иконы
Храмовые иконы
Реставрация икон
Реставрация икон
© 2009 - 2024, Екатеринбург, иконописная мастерская "Мерная Икона"
Написание мерных икон, семейных, именных и венчальных икон