|
РАДОНИЦА - ДЕНЬ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ
|
«Есть возможность облегчить наказание умершего
грешника. Если будем творить частые молитвы за него и
раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам
по себе, Бог услышит нас»
Иоанн Златоуст
«Ты не оставишь души моей в аде»
(Пс. 15, 10)
|
Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после
Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии
Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем,
с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших
после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. Древний обычай
поминать усопших в этот день относится к первым векам Христианства, но не отмечен
особым последованием в Уставе. Смерть — это «великое таинство» рождения человека
из земной временной жизни в вечность. По воле Божией разлучение души от тела
происходит так же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и
соединение их в утробе матери.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался
на христианских кладбищах уже в древности. С усопшими делятся радостью Воскресения
Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать
победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой
духовной радости день этого поминовения и носит название "радуница", или "радоница".
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое
место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной
недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти
близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную.
Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о
временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского,
«с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной
вестью о Воскресении Христовом, приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства,
где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии
на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то,
что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не
есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу,
а в первый день Пасхи, противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до
девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек
умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Для верующего человека
естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении
в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели
панихид не бывает, ибо Пасха - время особой и исключительной радости, праздник
победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. Поэтому в течение всей Пасхальной
недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение
на проскомидии), не служатся панихиды.
Христиане, зная о бессмертии души, будущем всеобщем Воскресении и Страшном Суде,
постоянно молятся за усопших. К этому нас обязывает долг любви: участь умерших
нам неизвестна, но молитва о них и им может принести облегчение, и нам будет,
несомненно, полезна. Если же те, за кого мы молимся, угодили Богу, они молятся о
нас перед Его престолом. Все мы — живые и усопшие — члены единой Церкви; умершие
остаются нашими ближними, сохраняется наш союз любви и общения. Поэтому молитва
за усопших нужна нам, может быть, не меньше, чем им самим.
Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей
(имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и
невольная, и даруй им Царствие Небесное.
С Спаситель Храмовая икона, Рукописная икона, №5012
Спаситель Храмовая икона, Рукописная икона, №5018
Спаситель Храмовая икона, Рукописная икона, №5067
Спаситель Оформление иконы, №8028
Спаситель Воскреcение Христово Храмовая икона, Рукописная икона, №5090
Спаситель Вседержитель Храмовая икона, Рукописная икона, №5062
Спаситель Запрестольный Храмовая икона, Рукописная икона, №5035
Спаситель на кресте Изделие для храма, №5006
Спаситель на кресте Храмовая икона, Рукописная икона, №5089
Спаситель на кресте Оформление иконы, №8024
Спаситель на черпии, Спас Нерукотворный Храмовая икона, Рукописная икона, №5046
Спаситель Распятие Христа Храмовая икона, Рукописная икона, №5123
Спаситель Чернобыльский Храмовая икона, Рукописная икона, №5109
Спаситель, Дмитрий Донской, Иоанн Богослов, Матрона Блаженная, Богородица Пименовская, Сергий Радонежский Семейная икона, Рукописная икона, №7020
Спаситель, Преображение Господне Храмовая икона, Рукописная икона, №5091
Спаситель, Распятие Семейная икона, Рукописная икона, №7017
Спаситель, Спас Нерукотворный Храмовая икона, Рукописная икона, №5075
Спаситель, Спас Нерукотворный Храмовая икона, Рукописная икона, №5077
<< Все статьи о православных традициях и праздниках
|
|