|
7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы
|
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою;
благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.
Тропарь празднику, гл.4
|
Благовещение – один из величайших праздников Церкви, называемый «главизной нашего спасения»,
то есть его началом и основанием, потому что это день Боговоплощения – Вечный Бог воплотился
во чреве Чистой Девы в ответ на ее согласие.
Первое слово приветствия Архангела Гавриила было – «Радуйся». И праздник Благовещения есть
прежде всего праздник тихой небесной радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной
на землю благодати. Вместе с тем Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия,
праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной любви Бога к погибающему человеку.
С этого праздника, «главизны нашего спасения», начинается тот родник «воды живой», который позднее
превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати
Святого Духа, которыми Господь, «не мерою дающий Духа», так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение –
праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней.
«То событие, которое именуется "Благовещение", означает зачатие Иисуса Христа, - напоминает профессор
богословия диакон Андрей Кураев, - Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой
человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного
мужа Иосифа. Циничные "физиологические" аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков
знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая
мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет
в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через Архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь)
смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие: «Да будет Мне по слову
Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью».
Дальше – Рождество, проповедь, служение, чудеса, страдание и Крест, Воскресение, Вознесение, схождение
Духа Святого… Но начало – тот миг, когда Пресвятая Дева Мария сказала Ангелу: «Се, раба Господня; да будет
Мне по слову Твоему».
Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы.
История праздника
Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Еще святитель Афанасии Великий в
IV веке называл его «первым в ряду праздников», началом спасения людей. Святитель Иоанн Златоуст называет
Благовещенье "первым праздником" и "корнем праздников". В V –VI веках значительно увеличилась торжественность
праздника в противовес распространившейся тогда ереси Нестория, унижавшей достоинство Пресвятой Девы.
Несторий учил, что пресвятая Дева родила простого человека, с которым Божество соединилось после его рождения,
поэтому нельзя, называть Деву «Богородицей». Наименование «Богородица» по отношению к Деве Марии означает,
что Иисус Христос в момент Своего зачатия в Ее утробе был истинным Сыном Божиим. Поэтому Дева Мария носила
в Своей утробе и позже родила Богочеловека. Обе природы – Божественная и Человеческая – в момент зачатия
соединились в личности Христа и с тех пор не сливаются в Нем и не изменяются в своей сущности.
У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе,
Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено
название "Благовещение Пресвятой Богородицы". В то же время, была окончательно установлена дата
Благовещения – 25 марта (7 апреля), от Рождества Христова откладывался назад временной период в размере
девяти месяцев. А на Руси только в Х веке начали праздновать этот праздник, то есть вместе с принятием христианства.
Традиции, обряды и обычаи на Благовещенье
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников на Руси, несущим
с собой покой и радость. Предки наши говорили, что Благовещение - самый большой у Бога праздник.
В этот день, как и в Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день, солнце играет при своем восходе.
На Благовещение в народе сложились различные обычаи, поверия, традиции.
По древней русской традиции, Во время праздничного богослужения в Благовещенском соборе Кремля совершался
особый чин хлебопреломления, после чего благословленные "благодатные" хлеб и вино раздавались прихожанам.
Патриарх Московский подносил хлеб самому государю, который обязательно присутствовал в этот праздник на
службе в домовом соборе Кремля. В наше время верующие пекут, так называемые, просфоры и несут их в церковь
для освещения. Далее приносят благовещенскую просфору и кладут к иконам. А в старину, крестьяне крошили в
посевное зерно просфоры, дабы уберечь поле от вредителей и собрать хороший урожай.
По старинному русскому обычаю, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети
выпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха. Этот обычай был возрожден в 1995 году
и теперь совершается во многих храмах. По слову Святейшего Патриарха Алексия, эта исполненная глубокого смысла
традиция "символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле -
поиск Царствия Божия".
Так же в народе Благовещение принимали как начало и праздник весны, начало нового сельскохозяйственного года,
говорят, что на Благовещение просыпается природа. Люди освещали зерно, перед посевом, ставя рядом с зерном
благовещенскую икону, и причитали: «Мати Божия, Гавриил-архангел, благословите, благоволите, нас урожаем
благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей». Господь Бог благословляет в этот день
на большой урожай, на плодородие, все для человеческого благополучия.
Среди благовещенских обычаев бытовали и древние языческие ритуалы, в которых выражались вера в очистительную
силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда; окуривались помещения домой и надворных построек,
чтобы предохранить себя и скотину от болезней.
Большим грехом на Благовещение считается заниматься каким-либо делом, работать. Даже по старым наблюдениям
в природе – любая тварь чувствует большой праздник и старается ничего не делать. Поговорка, утверждающая, что
на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную
суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом.
Безусловно, в народе, с большим праздником Благовещением, появлялись различные полезные приметы и пословицы:
«Если в день Благовещения ветер, иней и туман – к урожайному году», «На Благовещение дождь – родится рожь»,
«На Благовещение мороз – урожай на грузди», «На Благовещение гроза – к урожаю орехов, к теплому лету»,
«Если хозяйка в этот день между заутренней и обедней сгонит помелом кур с насеста, то к Пасхе они уже могут
снести свежих яиц для христосованья», «Каково Благовещение проведешь, таково и весь год», «На Благовещение
птица гнезда не вьет, девка косы не плетет», «Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещение»,
«На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучают».
Б Богородица Храмовая икона, Рукописная икона, №5013
Богородица Храмовая икона, Рукописная икона, №5015
Богородица Взыскание Погибших Храмовая икона, Рукописная икона, №5054
Богородица Вифлеемская Храмовая икона, Рукописная икона, №5095
Богородица Владимирская Храмовая икона, Рукописная икона, №5064
Богородица Владимирская Храмовая икона, Рукописная икона, №5119
Богородица Владимирская Семейная икона, Рукописная икона, №7019
Богородица Всецарица Храмовая икона, Рукописная икона, №5016
Богородица Державная Храмовая икона, Рукописная икона, №5042
Богородица Елецкая Храмовая икона, Рукописная икона, №5009
Богородица Иверская Храмовая икона, Рукописная икона, №5056
Богородица Избавительница Храмовая икона, Рукописная икона, №5092
Богородица Казанская Храмовая икона, Рукописная икона, №5019
Богородица Казанская Храмовая икона, Рукописная икона, №5049
Богородица Казанская Храмовая икона, Рукописная икона, №5055
Богородица Казанская Храмовая икона, Рукописная икона, №5076
Богородица Казанская Оформление иконы, №8023
Богородица Казанская Оформление иконы, №8034
Богородица Казанская Оформление иконы, №8041
Богородица Казанская Оформление иконы, №8042
Богородица Максимовская Мерная икона, Рукописная икона, №2179
Богородица Максимовская Мерная икона, Рукописная икона, №2299
Богородица Неопалимая Купина Храмовая икона, Рукописная икона, №5011
Богородица Неувядаемый Цвет Храмовая икона, Рукописная икона, №5093
Богородица Отрада Храмовая икона, Рукописная икона, №5007
Богородица Почаевская Именная икона, Рукописная икона, №4038
Богородица Призри на Смирение Храмовая икона, Рукописная икона, №5063
Богородица Семистрельная Семейная икона, Рукописная икона, №7018
Богородица Семистрельная, Умягчение злых сердец Храмовая икона, Рукописная икона, №5112
Богородица Скоропослушница Храмовая икона, Рукописная икона, №5020
Богородица Скоропослушница Храмовая икона, Рукописная икона, №5031
Богородица Скоропослушница Храмовая икона, Рукописная икона, №5061
Богородица Скоропослушница Храмовая икона, Рукописная икона, №5108
Богородица Смоленская Храмовая икона, Рукописная икона, №5096
Богородица Тихвинская Храмовая икона, Рукописная икона, №5030
Богородица Толгская Храмовая икона, Рукописная икона, №5073
Богородица Троеручица Храмовая икона, Рукописная икона, №5003
Богородица Троеручица Оформление иконы, №8022
Богородица Умиление Храмовая икона, Рукописная икона, №5008
Богородица Умиление Храмовая икона, Рукописная икона, №5078
Богородица Чаша Неупиваемая Храмовая икона, Рукописная икона, №5117
Богородица Чаша Неупиваемая Храмовая икона, Рукописная икона, №5118
Богородица Чимеевская Храмовая икона, Рукописная икона, №5004
Богородица, покрова Храмовая икона, Рукописная икона, №5014
Богородица, покрова Храмовая икона, Рукописная икона, №5113
Богородица, покрова праздник Храмовая икона, Рукописная икона, №5115
Богородица, пояс Храмовая икона, Рукописная икона, №5053
С Спаситель, Дмитрий Донской, Иоанн Богослов, Матрона Блаженная, Богородица Пименовская, Сергий Радонежский Семейная икона, Рукописная икона, №7020
<< Все статьи о православных традициях и праздниках
|
|