|
Андрей кураев о мерной иконе
|
Корр. Как много язычества осталось в современном православии? Что можно назвать язычеством, а что в принципе нельзя?
А.К. Язычество - это не прошлое, это вечная тема, которая отбрасывается из религиозной жизни.
Каждый из нас язычник, потому что в той мере, в какой каждый из нас живет вне церкви (а мы живем в ветхом человечестве,
а значит в языческом) каждый из нас лишь частичкой в церкви, лишь кончиком пальца цепляемся за церковный порог,
а все остальное там, за окном, в языческом своем прошлом. Христианство – это не есть награда или звание,
которое присваивается человеку. Он может вновь и вновь терять и вновь находить, человек может в течении дня 10
раз стать христианином, а потом язычником в своих грехах, в которых бунтует против Бога и забывает Его.
Поэтому дело не в том, сколько осталось язычества древнеславянского от того днепровского или финоугорского у нас,
а в том, насколько мы сами способны испоганить то чистое православие - византийское, русское, которое в церкви
хранится и несется до нас. Даже святейшую книгу Евангелие можно испоганить, сделать языческой.
Есть люди, которые используют Библию в качестве сонника, гадальной книги. Можно относиться к причастию магически,
к святой воде можно относиться магически. А сколько у нас есть женщин, которые считают, что лучший способ привести
своих неверующих детей в церковь, это подмешивать им в чай или компот святую воду. Минуя свободную волю человека,
магическим путем воздействовать на его судьбу - вот это язычество.
Корр. Что есть для Вас Мерная икона? Что бы Вы ответили оппоненту,
если бы он обвинил Вас в почитании языческих традиций?
А.К. Что здесь языческого? Если у меня была бы Мерная икона,
это была бы для меня главная святыня в доме. Во-первых, делала меня благодарным этому святому, который хранит
меня всю жизнь и ведет, начиная с колыбельки. Во-вторых, это напоминание о моем детстве, а значит, о том, что
я утратил его с годами. И, в-третьих, это постоянное приглашение к молитве. Люди ведь полагают, что икона статична,
но икона не статична, икона динамична, потому что вторгается в мою жизнь, она взывает к ответному моему
молитвенному обращению к тому святому, что явлен на этой иконе. Поэтому, будь то Мерная икона,
любая другая икона, это напоминание мне, что я не должен пройти мимо, а должен с молитвой к ней обратиться.
И тем более, если это Мерная икона, и тот молитвенный образ, который связан лично со мной, с моей судьбой, требует моего
постоянного личного памятования и личностного отклика. Если бы Мерная икона использовалась не
православно, то это было бы плохо.
Корр. Простые люди говорят, что Мерная икона творит чудеса.
Что Вы можете сказать по этому поводу?
А.К. Сама икона никаких чудес не творит, источник любого чуда – Господь. Но Господь может явить
нам свою милость и чудо через камень, через Валаамову ослицу и через икону. Но чаще Господь являет свои чудеса
в ответ на нашу просьбу о милостивой помощи Господа. И поэтому, в ответ на молитву, возносимую перед иконой
своему Небесному покровителю, и может дать нужное нам чудо для нашего спасения.
Любая икона православия чудотворна.
Но с психологической точки зрения, если человек глубоко верит, и возносит свои молитвы с большей горячностью именно
к Мерной иконе, Господь слышит и дает нам свою помощь, благодать.
Корр. Есть люди, которым сложно расставаться со своими мирскими привычками – таких зачастую
можно увидеть торгующимися даже в монастырской лавке. Уместно ли торговаться при покупке иконы?
А.К. В церкви есть такая поговорка: «Бесплатно - это когда бес платит» Поэтому люди старались
отблагодарить священников за их миссию. Также и в случае с иконописцами.
Корр. Какое значение имеет внутреннее состояние души иконописца при написании икон?
А.К. Конечно, мы все бы хотели, чтобы те иконы, которые есть в нашем доме, писались
именно с молитвой. Главное, чтобы иконописец понимал, что он является неким сотворцом иконы, соавтором,
послушником Божьим.
>> Все статьи о мерной иконе
|
|