|
Михаил Киевский Митрополит
|
День памяти 13 октября и 28 июня
Святой Михаил был первым митрополитом Киевским и Всероссийским и управлял нашей Церковью во дни святого равноапостольного
князя Владимира. Завоевав греческий город Корсунь, князь Владимир принял там святое крещение и вступил в брак с царевной Анной,
родной сестрой византийских императоров. Но имея твердое решение просветить светом Христовой веры всю великую державу свою,
равноапостольный князь вслед затем из Корсуни же послал в Царьград посольство к императорам и патриарху с просьбой прислать
пастырей церкви для крещения русской земли, омраченной тьмой идолослужения, и для управления Русской Церковью. Патриарх
Константинопольский святой Николай Хрисоверг вместе с собором епископов избрал и поставил митрополитом на Русь Михаила,
премудрого разумом, учительного и святого житием. Не сохранилось известий об обстоятельствах жизни святого Михаила до поставления
его митрополитом; даже о происхождении святителя летописи повествуют разное: одни называют его сирийцем, другие болгарином.
Получив от патриарха напутственное наставление, святой Михаил отправился к князю Владимиру в сопровождении духовенства,
предназначенного помогать ему в управлении, - шести епископов и многочисленных пресвитеров и клириков. С великою радостью и
торжеством князь встретил святителя, и вскоре после того вместе с ним и с супругой, царевной, поспешил к стольному Киеву. Шествие
заново крещенного князя и новопоставленного митрополита к матери градов русских было как бы священным походом для искоренения
языческого многобожия и идолослужения в отчине Владимира. Они везли с собой святые мощи, кресты, иконы и священные церковные
сосуды. Их сопровождало крестоносное воинство - пастыри церкви, пришедшие из Греции и взятые из завоеванной Корсуни.
Все краткое время управления святого Михаила Русской церковью протекло в апостольских трудах: в проповеди Евангелия язычникам,
в крещении их и утверждении в вере новопросвещенных. По словам церковного песнопения, святой Михаил "нищетой неверия одержимой
земле Российской принес от Царствующего града Евангелие Христово и это даровал ей".
Первым делом святителя на месте его архипастырского служения было крещение семейства князя, - его сыновей; за ним последовало
крещение дружинников князя, бояр.
Наша Церковь ублажает святителя Михаила, как крестителя стольного Киева, и воспевает: "Красуется град Киев до днесь ризою
крещения одеян от тебе, святителю". С великим трудом, но и с великим успехом совершено было это важное дело. Святой митрополит,
епископы и многочисленные пресвитеры наставляли темный народ в вере Христовой, приготовляя его к восприятию святого крещения,
разрушая его языческие суеверия, "сечивом евангельского учения, посекая идольское изваяние". В это время князь Владимир
содействовал успехам их проповеди своей властью: он повелел слугам своим сокрушить идолов и надругаться над ними, а народу от
мала до велика - мужам и женам, знатным и простым, рабам и свободным, идти в назначенный день на реку креститься. И собрались
жители Киева на берег Днепра для крещения, которое совершил святой Михаил с многочисленным духовенством в присутствии князя, его
семейства и бояр.
Крещением Киева положено было прочное начало к просвещению Руси светом евангельской истины: вера Христова, которую
исповедовали князь и бояре, стала верою и русской столицы. Но теперь надлежало сделать ее верою всей земли русской от конца до
конца, всей земли, которую обнимала власть Владимира и для церковного управления которой поставлен был святой Михаил. Самому
святителю надлежало собрать стадо словесных овец, чтобы быть их пастырем и учителем. И потому ревностный архипастырь, при
содействии равноапостольного князя, стремится насаждать по градам русской земли веру Христову. Церковь чтит святого Михаила, как
свидетеля истины и проповедника Евангелия Христова, истребившего "терние многобожия и всеявшего семя добро плодовитое в земле
Российской". Главнейшими городами Руси после Киева в то время были: Новгород Великий, столица северных владений князя Владимира,
и Ростов Великий, главный город Залесской земли. В эти два города святой Михаил совершил путешествия для обращения язычников в
Христову веру. В 990 году, в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина, святитель посетил
Новгород; здесь сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров. На следующий год такое
же путешествие с проповедью Евангелия святой Михаил предпринял в Ростов. Успех его проповеди на этот раз был значительнее: он
крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и
управления.
В 992 году святой митрополит Михаил скончался. Святой Владимир неутешно скорбел и плакал, так как в почившем святителе лишился
не только доброго и ревностного пастыря, но и мудрого советника своего в делах государственного управления.
Еще вслед за крещением Киева святой Михаил благословил князя Владимира создать Десятинный храм в честь Пресвятой Богородицы.
Святитель не дожил до окончания его постройки, но этот храм принял его останки, послужив местом его погребения7.
Обретенные нетленными в XII веке, мощи святого Михаила тогда же перенесены были в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а
отсюда в 1730 году перенесены в Великую Успенскую церковь лавры, где нетленно почивают и до сих пор.
Тропарь, глас 4.
Днесь пророчествие во апостолех Первозванного исполнися, се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися. И иже
неверием обетшавшии божественною купелию отродишася и быша людие обновления, царское священие, язык свят, Христово стадо, емуже
ты первый пастырь явился еси, яко первее Крещением послуживый. И ныне, предстоя Владыце Христу Богу, моли всем сыновом русским
спастися, имаши бо дерзноение, яко иерарх Божий и священнослужитель.
Кондак, глас 2.
Моисей вторый России явился еси, отче, пренесый мысленный виноград от египетскаго идолослужения в землю, пророчествием
предувидену: будет, рече, утверждение веры на земли, и на версех гор Киевских превознесется паче ливана Плод, питаяй мира всего,
от Негоже вкусившее, ублажаеи тя, Михаиле, Божий иерарше.
М Михаил Киевский (Ростислав Киевский), князь Смоленский Мерная икона, Полиграфическая икона, №1155
Михаил Киевский, митрополит, святитель Мерная икона, Полиграфическая икона, №1076
Михаил Киевский, митрополит, святитель Мерная икона, Рукописная икона, №2099
Михаил Киевский, митрополит, святитель Мерная икона, Рукописная икона, №2219
|
|