Мастерская и магазин
Главная
Заказать икону
Купить икону
Контакты
Услуги мастерской
Мерная Икона
Именная Икона
Венчальные Иконы
Семейная Икона
Храмовая Икона
Храмовая Роспись
Иконостасы
Реставрация Икон
Оформление Икон
Другие Иконы
Следите за обновлениями
Новости
Отзывы
Видео
Пресса
Образцы икон по алфавиту
Каталог имён
Общий каталог
Мерные иконы
Именные иконы
Связь с мастерской
Вопрос-ответ
Наши партнеры
Общий форум
Пресса о нашей мастерской

Пресса о Мерной иконе
Наши рубрики
Об иконах
Православные Посты
Православный календарь
Хронологический календарь
Таинства
Жития святых
Иконописная Мастерская
Литературный уголок
Житие святых и благоверных князей Бориса и Глеба

Благоверные князья и страстотерпцы Борис и Глеб Дни памяти: 2/15 Мая, 24 Июля/6 Августа.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом крещении Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до крещения Руси, святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божьих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом, и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным и обездоленным.

Ещё при жизни отца, святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь, прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старших сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил своё войско: «не подниму руку на брата своего, да ещё на старшего меня, которого мне следует считать за отца».

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса, стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещён о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться, и подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утренней в воскресный день 24 июля 1015 года в своём шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатёр к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Ургин (родом венгр) бросился на защиту господина и был немедленно убит. Но святой Борис был ещё жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошёл и пронзил его копьём. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь ещё жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого. После этого Святополк столь же вероломно умертвил князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочёл смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалёку от Смоленска.

В чём же состоит подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так, без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит – лжец» (Ин. I, 4, 20). Святые братья сделали то, что было ещё ново и непонятно для языческой Руси – они показали, бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. (Мф. 10. 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, как высока покорность старшему брату? Если бы они сопротивлялись, то едва бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим, и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не сподобятся благодати, коей удостоились сии святые».

Благоверные братья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне мщение и Аз воздам» (Рим., 12.19). Великий князь киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, получил из Киева весть об убийстве своих братьев – благоверных князей Бориса и Глеба († 1015; память 24 июля) коварным Святополком, воссевшим незаконно на княжеский престол, выступил против убийцы, желая воздать ему за неповинную кровь. Перед решающим сражением у реки Альты в 1019 году, на том самом месте, где некогда был убит святой Борис, князь Ярослав коленопреклонённо молился о даровании победы. Войско Святополка, прозванного за коварное братоубийство окаянным, было полностью разбито, а сам он бежал в Польшу, и подобно первому братоубийцу Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища, окончил свои дни в безумии на чужбине. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени – пишет летописец – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепило единство Руси. Благоверные князья – страстотерпцы не только представлены от Бога даром исцелений, но они – особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи явления в трудное для нашего отечества время, например – святому Александру Невскому накануне ледового побоища (1242), великому князю Дмитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном (1008-1035).

Благоверный князь Ярослав Мудрый, возвратив себе великокняжеский престол, предпринял розыск тел святых братьев – мучеников. Ему сообщили, что тело благоверного князя Бориса погребено в Вышгороде в церкви во имя святителя Василия великого, построенной ещё его отцом – равноапостольным князем Владимиром в честь своего небесного покровителя. О святом Глебе было известно, что он был убит и погребён недалеко от Смоленска. Приближённые князя Ярослава рассказали ему о тех чудесных явлениях, которые происходили на предполагаемом месте смерти благоверного князя Глеба: в этой пустыньке проезжие люди замечали сияние, удостаивались слышать ангельское пение и видеть горящие свечи. Как только князь Ярослав узнал об этом, он получил Божественное Вразумление о поиске честного тела брата – мученика. Посланные люди действительно обнаружили святые останки: тело, зажатое двумя колодами, лежало совершенно нетленным, нетронутым хищными зверями. Светлые, источавшие благоухание мощи, были с почестями перенесены в Вышгород. Когда ископали могилу, чтобы предать земле тело святого мученика Глеба рядом с его старшим братом Борисом, очевидцы были поражены, что мощи его оказались не только нетленными, но излучавшими благодатный свет. Вскоре мощи святых прославились многими чудесными исцелениями, дарованными по милости Божьей всем, кто приходил к ним с верой и молитвой.

Однажды на то место, где почивали нетленные останки святых мучеников, пришли варяги, и один из них неосторожно ступил ногой на каменную плиту, под которой покоились честные мощи, огонь тотчас вышел из гроба, и опалил ноги варяга.

Известен случай, когда неожиданно загорелся храм во имя свидетеля Василия Великого, где были захоронены святые Борис и Глеб: пономарь после утрени, не осмотрев храм, ушёл домой, оставив горящую свечу, что и привело к пожару. Прихожанам удалось вынести из огня иконы и сосуды, так что ничего не пострадало, кроме самого церковного здания. Это было воспринято как некий знак Божий, ибо храм давно обветшал и нуждался в обновлении.

По этому случаю, Киевский митрополит Иоанн, и благоверный князь Ярослав пришли на это место с крестным ходом, чтобы с благоговением достать из земли святые мощи мучеников Бориса и Глеба. От них изливалось благоухание. Святые остатки были положены в особую гробницу, которую внесли в небольшую часовню, возведённую на месте сгоревшего храма. Во время богослужения в этой часовне произошли чудесные исцеления слепого и хромого.

Известие о многих чудотворениях благоверных князей – мучеников распространились по всей Русской земле. Множество народа стекалось к часовне. Князь Киевский Ярослав Мудрый с радостью внимал рассказам о чудесных исцелениях. Митрополит Иоанн, воздав хвалу Богу, советовал князю построить большой храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. Совет пришёлся по сердцу, и был принят как благословение: вскоре был воздвигнут пятиглавый собор, получивший название Борисоглебского. Князь снабдил его церковной утварью, книгами, и повелел написать иконы святых мучеников.

Мощи святых князей Бориса и Глеба были перенесены в новый храм. Во время этого торжества также произошло несколько исцелений. Этот день – 24 июня и до настоящего времени является днём памяти князей – страстотерпцев.

Незадолго до кончины великий князь Ярослав Мудрый разделил Киевское княжество между четырьмя сыновьями. Киевский престол был отдан боголюбивому князю Изяславу. Вскоре он был изгнан из столицы взбунтовавшимися горожанами. Однако по заступничеству святых Бориса и Глеба ему удалось вернуться на киевское княжение. В благодарность за это князь Изяслав решил построить новый храм во имя святых страстотерпцев вместо обветшалого Борисоглебского собора и перенести туда их честные мощи. Он выделил на постройку большие средства из великокняжеской казны. Когда строительство храма завершилось, князь Изяслав пригласил на освящение храма своих братьев – Всеволода и Георгия, и митрополита Киевского Георгия, а также несколько епископов. Это событие произошло 2 мая 1072 года.

Совместно Ярославовичи подняли тело святого Бориса в деревянной гробнице и в окружении черноризцев со свечами внесли в новый храм. Когда открыли гробницу, весь храм наполнился благоуханием. Митрополит Георгий, грек по происхождению, не очень твёрдо веровавший в святость князей, был потрясён этим чудным знамением. Святые мощи князья переложили в новую гробницу.

Когда вносили каменную гробницу с мощами благоверного князя Глеба, она остановилась в церковных дверях и не сдвинулась с места до тех пор, пока присутствовавшие не стали молитвенно взывать ко Господу со словами покаяния. Только тогда она переместилась и была расположена с мощами благоверного Бориса. Митрополит Георгий взял руку мученика Глеба и благословил ею русских князей.

После Божественной литургии братья устроили совместную трапезу, свидетельствуя о своей любви, согласии и единомыслии. Этот день памяти перенесения мощей так же стал широко праздноваться на Руси. Летописец под 1093 годом сообщает, что праздник святых Бориса и Глеба является новым великим праздником земли русской. Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев стал семейным храмом Ярославовичей, святилищем их любви и верности, братского согласия и любви к Отечеству.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами. Служба им была написана вскоре после их прославления. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев – страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви. Их заступничество простирается на всех, кто с верой обращается к ним в своих молитвах.

Тропарь, глас 4:

Днесь церковная разширяются недра,/ приемлющи богатство Божия благодати,/ веселятся русстии собори,/ видящее преславная чудеса,/ яже творите приходящим к вам верою,/ святи чудотворцы Борисе и Глебе,// молите Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 4:

Явися днесь в стране Русстей/ благодать исцеления/ всем, к вам, блажении,/ приходящим и вопиющим:// радуйтеся, заступницы теплии.

Величание:

Величаем вас,/ страстотерпцы святии Борисе и Глебе,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите о нас// Христа Бога нашего.


Б

Борис, благоверный князь   Мерная икона, Рукописная икона, №2009
Борис, благоверный князь   Мерная икона, Рукописная икона, №2095


Борис, благоверный князь Мерная икона Борис, благоверный князь Мерная икона


Г

Глеб Страстотерпец Князь   Мерная икона, Полиграфическая икона, №1161
Глеб, благоверный князь   Мерная икона, Рукописная икона, №2079
Глеб, благоверный князь   Мерная икона, Рукописная икона, №2259


Глеб Страстотерпец Князь Мерная икона Глеб, благоверный князь Мерная икона Глеб, благоверный князь Мерная икона

- Контактная информация -
г. Екатеринбург, ул. Репина, 6a,
тел: +7 (343) 201-45-35
+7 912-66-12-581

ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ НА ИКОНУ


Email: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Связь: отправить отзыв
Купить готовую икону
Купить икону
Мерные иконы (рукопись)
Рукописные мерные икононы Рукописные мерные икононы
Мерные иконы (полиграфия)
Заказать полиграфическую мерную икону - св. Андрей ПервозванныйЗаказать мерную икону в Екатеринбурге - св. Екатерина Александрийский
Семейные иконы
Заказать семейную иконуСемейная икона Екатеринбург
Венчальная пара
Венчальная пара
Именные иконы
Именные иконы
Оформление икон
Оформление икон
Храмовые иконы
Храмовые иконы
Реставрация икон
Реставрация икон
© 2009 - 2024, Екатеринбург, иконописная мастерская "Мерная Икона"
Написание мерных икон, семейных, именных и венчальных икон