Житие Преподобного Андрея Рублёва
|
Андрей Рублёв канонизирован в лике преподобных Поместным собором Русской Православной Церкви в 1988 году.
По Православному календарю память святому совершается 3 раза в год:
• 4 (17) июля — Преставление преподобного Андрея (Рублёва) Московского, иконописца.
• 6 (19) июля — Память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Радонежских святых.
• В неделю перед 26 августа (8 сентября) — Память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Московских святых.
Годы жизни: ~1360 — 17 октября 1428, Москва.
Андрей Рублёв — один из самых известных и почитаемых мастеров московской школы иконописи,
книжной и монументальной живописи 15-го века. Его биография крайне скудна и составлена из
разрозненных источников. По одним сведениям он родился в Московском княжестве, по другим — в Великом Новгороде.
Прозвище «Рублёв» намекает на то, что он мог происходить из ремесленной семьи
(от слова «рубель» — инструмент для накатки кож).
Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей.
В миру его имя неизвестно, но если учитывать тогдашние традиции, то скорее всего, оно тоже начиналось на «А»).
Также сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв».
Она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того,
что отца художника действительно звали Иваном.
Творчество Андрея Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества.
Он был знатоком византийского и южнославянского художественного опыта.
В летописи первое упоминание об Андрее Рублёве появилось лишь в 1405 году, что свидетельствовало о том,
что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан
Благовещенский собор в Московском кремле.
Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи,
раз монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком.
Второй раз в летописи Андрей Рублёв упоминается в 1408 году,
о совместной росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире.
Прошло всего 3 года, и у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени
у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.
В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе
Троице-Сергиева монастыря, правда, к сожалению, эти росписи не сохранились.
В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».
В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи,
которые с определённой долей вероятности могут быть приписаны авторству Андрея Рублёва.
На формирование мировоззрения Андрея Рублёва наибольшее влияние оказала атмосфера национального
подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес
к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой
иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и
нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина
(«Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим
исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные
контуры, широкая манера письма характерны приёмам монументальной живописи.
Живоначальная Троица
В конце 14 — начале 15 века (а по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал
свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея).
Традиционный библейский сюжет А.Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.
Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную
чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела
(красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) дают явную отсылку к
иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана
обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая
начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен
к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве.
Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой
стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа,
за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом.
Дерево — мамврийский дуб — превратилось у А.Рублёва в древо жизни и стало указанием
на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен
за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства),
Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух).
В 1405 г. Андрей Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца
расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились),
а в 1408 г. совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор
во Владимире (роспись сохранилась частично), а также создал иконы для его
монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования
системы высокого русского иконостаса. Из фресок в Успенском соборе
наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена
превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную
ценность человека. Работы Андрея Рублёва во Владимире свидетельствуют о том, что уже в тот
момент он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
При жизни Андрея Рублёва его иконы ценились и почитались как чудотворные.
Скончался Андрей Рублёв во время морового поветрия (эпидемии) в Москве 17 октября 1428 года, в
Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи
Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).
А Андрей Рублев Мерная икона, Рукописная икона, №2178
|