|
День Святой Троицы. Пятидесятница
|
«Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа...
единое Божество и единую силу, которая обретает
в Трех единично, и объемлет Трех раздельно,
без различия в сущностях и естествах,
не возрастает и не умаляется,
через прибавления и убавления,
повсюду равна, повсюду та же,
как единая красота и единое величие неба»
Св. Григорий Богослов
|
День святой Троицы, Пятидесятница - один из великих двунадесятых праздников,
когда Церковь вспоминает и прославляет сошествие на апостолов Святого Духа.
История Праздника
В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения)
апостолы находились в Сионской горнице (комнате, где была совершена Тайная вечеря,
а также обычное место пребывания апостолов в Иерусалиме), чтобы отметить праздник –
ветхозаветную пятидесятницу – день, когда Господь на пятидесятый день от исхода
евреев из Египта дал им закон Божий. «… И внезапно сделался шум с неба, как бы от
несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им
разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И
исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как дух давал
им провещевать» (Деян. 2; 1-4).
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник.
Услышав этот шум, они устремились к Сиону, решив, что апостолы пьяны и разговаривают
на каких-то выдуманных языках. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных
языках об истинной вере, об учении Христа. «И изумлялись все и, недоумевая, говорили
друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь. Говорили: они напились сладкого вина»
(Деян. 2; 11-13).
Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали
спрашивать: «Что же нам делать?» «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится
каждый из вас по имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа»
(Деян. 2; 37-38). Более трех тысяч человек приняли крещение в тот день, вера стала
распространяться не только среди евреев, но и в других странах мира.
В тот день Дух Святой снизошел на апостолов от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына.
Так Пятидесятница получила и другое свое название – Троица.
Праздник Святой Троицы, установлен в конце IV века, после того, как в 381 году
на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице -
триипостасном Боге.
Этот день считают днем рождения Вселенской Апостольской Церкви, созданной не
усилиями человеческими, а Волей Божьей.
Празднование
Пятидесятницу церковь отмечает в течение трех дней.
В первый день Пятидесятницы - Родительскую Субботу, принято посещать кладбища,
обязательно принося свежие цветы и угощения.
На Троицу украшают церковь и дома весенними цветами, зелеными ветками, а пол
выстилают скошенной травой. Откуда этот обычай? Пятидесятница уходит своей историей
в ветхозаветные времена и связана с днем, когда на Синайской горе Моисей получал
от Бога скрижали закона – тот день все так же расцветало и зеленело. В память о
том ветхозаветные народы украшали свои храмы и дома свежей зеленью и цветами.
И сионская горница, где они собрались в назначенный день, так же была украшена
зеленью трав, цветов и деревьев. В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму
Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту
дубраву. Зеленый цвет этого праздника, украшения из цветов и зелени – все
свидетельствует о благодарности Богу за то, что Он даровал жизнь, обновил жизнь
через крещение и благословляет всех живущих на благодетели.
На следующий день - Духов День - День Святого Духа праздник в честь Всесвятого,
Животворящего и Всесильного Духа.
Без благодати Духа Святого нет спасения, нет истинного христианства. «Истинно,
истинно говорю тебе, - учил Господь, - если кто не родится свыше... от воды и Духа,
не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от
Духа есть дух» (Ин. 3, 3. 5-6).
Каждый день Пятидесятницы сопровождаются богослужениями, в которых исповедаются
грехи людские, верующие просят помилования, молятся об усопших, прося Господа
даровать им покой, а живущим – Дух просветления и обновления.
На Руси этот день еще называли зелеными святками, он был рубежом между весной
и летом, на Троицу было принято гадать о будущем счастье. Так исторически сплетались
христианские праздники с древними славянскими традициями, становясь их неотъемлемой
частью и духовной основой, принадлежащей общей русской культуре.
Тропарь праздника, глас 8:
Благословен еси, Христе Боже наш,/ Иже премудры ловцы явлей,/ низпослав им Духа Святаго,/ и теми уловлей вселенную,// Человеколюбче, слава
Тебе.
Кондак праздника, глас 8:
Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва,// и согласно славим Всесвятаго
Духа.
Величание:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Всесвятаго Духа Твоего,/ Егоже от Отца послал еси// Божественным учеником Твоим.
Т Троица Святая Храмовая икона, Рукописная икона, №5044
Троица Святая Храмовая икона, Рукописная икона, №5088
Троица Святая Оформление иконы, №8031
С Спаситель Храмовая икона, Рукописная икона, №5012
Спаситель Храмовая икона, Рукописная икона, №5018
Спаситель Храмовая икона, Рукописная икона, №5067
Спаситель Оформление иконы, №8028
Спаситель Воскреcение Христово Храмовая икона, Рукописная икона, №5090
Спаситель Вседержитель Храмовая икона, Рукописная икона, №5062
Спаситель Запрестольный Храмовая икона, Рукописная икона, №5035
Спаситель на кресте Изделие для храма, №5006
Спаситель на кресте Храмовая икона, Рукописная икона, №5089
Спаситель на кресте Оформление иконы, №8024
Спаситель на черпии, Спас Нерукотворный Храмовая икона, Рукописная икона, №5046
Спаситель Распятие Христа Храмовая икона, Рукописная икона, №5123
Спаситель Чернобыльский Храмовая икона, Рукописная икона, №5109
Спаситель, Дмитрий Донской, Иоанн Богослов, Матрона Блаженная, Богородица Пименовская, Сергий Радонежский Семейная икона, Рукописная икона, №7020
Спаситель, Преображение Господне Храмовая икона, Рукописная икона, №5091
Спаситель, Распятие Семейная икона, Рукописная икона, №7017
Спаситель, Спас Нерукотворный Храмовая икона, Рукописная икона, №5075
Спаситель, Спас Нерукотворный Храмовая икона, Рукописная икона, №5077
<< Все статьи о православных традициях и праздниках
|
|